?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Котя и Поля: о вине, стыде и боли

Согласитесь, нечасто два глянцевых журналиста говорят про стыд, вину и боль. Нам со Светланой Паниной удалось. Друзья и близкие зовут Свету Котей (надо будет спросить ее, почему. Поэтому и я ее буду так называть во время нашего разговора. И спасибо Коте за беседу.

Котя: Давно хотела с тобой обсудить одну тему. И понимаю, что даже сейчас мне стыдно ее обсуждать. Тема душевной боли. Почему это стыдно - делиться своей душевной болью? И почему стыд - это самое болезненное чувство? В компании друзей очень сложно обсудить секс. Или душевную боль. Не принято. Думаю, сериал «Секс в большом городе» был так популярен, потому что там показывали невозможное: четыре (ЧЕТЫРЕ!!!) бабы между собой обсуждают свою сексуальную жизнь. Это сказка. В реальности так не бывает. Ну, бывает, обсуждают, в лучшем случае - двоем с подружкой. В худшем - вчетвером, но тогда уже не свой секс, а смешного трахаля соседки Галки. А уж про больное можно и вовсе только шепотом и только с зеркалом…

Полина Гавердовская: Расскажи для начала, что тебя лично волнует в этой теме, чтобы мы говорили об одном и том же?


[ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ]

Котя: Лично меня - правильно ли я вижу, что в обществе принято скрывать душевную боль? Может, это только у меня так, а на самом деле рассказывать о своих душевных ранах - это давно уже тренд. Вот в ЖЖ можно встретить изредка душераздирающие истории, которые люди пишут про себя. Но, как правило, анонимные и не всегда понятно - правда ли это. А если правда, и не анонимно, то, значит, в результате либо денег на лечение надо дать, либо ознакомиться с отчетом героического преодоления проблем и восхититься.

Полина: Совершенно верно. Я думаю, тенденция скрывать боль - это одно из завоеваний так называемого нарциссического социума. Нарциссический социум - это и есть некая совокупность представленного в массовом сознании всего того, что ты называешь «тренд», но не только.

Котя: И когда это наш социум стал нарциссическим?

Полина: Это хороший вопрос. Литература для психологов говорит об эпидемии нарциссизма в 20 веке. Сейчас, думаю, можно объявлять пандемию. По моему мнению, манифест нарциссического заболевания общества совпадает с веком возникновения средств массовой информации, а расцвет - с тем временем, когда мировая промышленность стала производить в огромных масштабах все то, что потом нужно продавать. Чем больше я знаю, как и что бывает, тем сильнее моя тенденция сравнивать. И если меня воспитывали по принципу «будь не таким, как ты есть, а таким, как я хочу, и я буду любить тебя сильнее», то «всепроникающесть» информации о том, что где-то есть лучшее и более красивое, должна меня сильно тревожить.

Котя: Должна?


Полина: Попробую на примере объяснить. Жила я, допустим, в деревне Деденево… И сравнивала себя только с Клавкой из соседнего дома. А на речку ездила верхом на своем мерине Тоше, и мне было нормально или даже хорошо. А сейчас я живу в Чертаново, (что не лучше, чем Деденево), но зато я могу в интернете прочесть, что, к примеру, Иорданская принцесса Хайя бин Хусейн - Президент Международной Федерации конного спорта, что она стала первой профессиональной женщиной-спортсменом в Иордании, а также - первой женщиной, завоевавшей эту, как ее?… медаль в конном спорте на Пан-Арабских играх. Отсюда ясно что? Что, во-первых, лучше быть принцессой Хайя бин Хусейн, а не мерином Тошей. И желательно, чтобы это подкреплялось медалью. Во-вторых, что папа-король дарил принцессе дорогих правильных коней. И что, стало быть, желательно, иметь папу-короля, а денег - много! И что, наконец, она (принцесса) по всему поэтому лучше меня, ибо о ней, а не обо мне пишут в интернете. И поэтому она вечно будет у меня камнем в ботинке.

Котя: Кстати, про интернет. Я недавно в нем прочитала, что у человека и на боль, и на зависть реагирует один и тот же участок мозга. Принцессе должно быть стыдно, что она своим существованием приносит людям столько боли!

Полина: Это интересно. Вообще, я думаю, что нарциссичность сильно провоцируется возможностью сравнения. Чем больше информации, тем больше возможности сравнения. Чем больше сравнения, тем сильнее соревнование. Успех в соревновании и восхищение люди часто путают с любовью, а боль в этом смысле - некий стыдный побочный продукт соревнования. Нормальная спортивная психология: упал - встань, отряхнись и иди (беги, езжай, лети). Я, как человек, много лет проведший в любительском спорте, хорошо это знаю.

Котя: Слушай. Ну у принцесс же каждый разрыв с бойфрендом на виду. Каждый сломанный ноготь наперечет.

Полина: Принцесса должна красиво расставаться с бойфрендом, да. А из сломанного ногтя сделать пиар-акцию. И ты права: сейчас если уж говорить про боль, то в контексте супер-геройства. Например: я обвешан проводами системы жизнеобеспечения, но все равно пишу книги. И это самые лучшие книги из тех книг, которые написаны при поддержке системы жизнеобеспечения. Поэтому, вы меня не жалейте за мои провода, а восхититесь книгами. А просто сказать: «Мне плохо, я разрушен, я не справляюсь, я боюсь смерти… Я хватаюсь за самый малый повод смысла, и мои книги - один из них», - это не спортивно. Всеми любимый доктор Хаус - ярчайший пример того, как прекрасен может быть продукт нарциссического социума внешне, и как ему хреново жить. И его устами этот социум непрерывно разговаривает. Например: «Ну и что, что у вас рак? Вы в онкологии, тут у всех рак. Придумайте что-нибудь поинтереснее!»(с).

Котя: Я все переживаю за гипотетического писателя, обвешенного проводами. А что, та книга, которую он написал бы «просто так» - не может быть искренней и пронзительной книгой про «мне плохо, я разрушен и не справляюсь»?

Полина: Ее никто не купит. Я в свое время баловалась написанием книг, их вышло три, из которых хочу упомянуть две. Одна называлась «Четыре шага к решению всех проблем» - название придумал редактор, и я до сих пор стесняюсь тех остатков авторского тиража, что стоят у меня на дома на полке. Не выбрасывать же их. В книге были собраны мои статьи для «глянца» за последние 10 лет. Обычно такие статьи пишут нарциссично и для нарциссов. Их главная мысль: «Как сделать все красиво». Вторая называлась «Работа собой», где я пыталась более или менее честно говорить о работе психотерапевта, и про боль в том числе, и про бессилие. И какая, как ты полагаешь, лучше продавалась?

Котя: Конечно, про то, как сделать все красиво.

Полина: Да, и тираж у нее был 10000. А боль - это знак, что я не справляюсь. А это некрасиво.

Котя: То есть, стыдно именно это - что ты не справляешься? Стыдно признаться себе, что ты - человек?

Полина: Конечно.

Котя: И тут мы снова вернулись к вопросу «ну и что?». Что произойдет, если я вдруг признаюсь себе в том, что я не справляюсь? Короче, почему мне должно быть стыдно, что я человек? И таки-да, стыдно ведь.

Полина: Стыд - одно из базовых, самых ранних переживаний, ответных отвержению. И связан, как считается, с опытом, когда родители не поддерживали самые простые витальные потребности ребенка. Не в том смысле, что не кормили или не давали дышать. Но транслировали, что ребенок сам по себе, как он есть - проблема. И любая его потребность, как она есть, сам ее факт - проблема.

Котя: Родители транслировали послание «не будь ребенком»?

Полина: В пределе - послание «не будь». Ну или версия-лайт: «не будь моей проблемой».

Котя: Но ведь давали дышать. И кормили же. Или ты имеешь в виду тот случай, когда проблемой становится любой ребенок, который просит больше, чем только дышать и есть?

Полина: Да. Хотя я знаю случаи, когда ребенка наказывают тем, что не зовут к столу. Нет, голодом не морят. Но, типа, мы хорошие и едим, а ты провинился и будешь есть позже ЛЮДЕЙ. Такое наказание: едят хорошие. Виноватые - не едят. Позже послание изменяется: если ты не делаешь как я хочу, я буду тебя меньше любить, а если ты провинился, ты плохой. Не твой поступок, а лично ты сам, весь, целиком.

Котя: То есть опять вычеркнут из списка людей.

Полина: Это принципиальное различие между стыдом и виной, кстати. Вина - это мой поступок плохой, стыд - я сам плохой. Поэтому у людей, которых много воспитывали стыдом (сильным отвержением) есть базовое сомнение в том, что они имеют право жить такими, какие есть.


Котя: То есть, они имеют право жить только по утвержденным и одобренным миллионами образцам? Как та принцесса?

2-я часть

http://maap-ru.livejournal.com/116120.html


«Психологическая зависимость

и возвращение к себе».

5cec5e7367b0d7204990e13fc4b3a575 (1).jpg


Вебинар состоится 15 ЯНВАРЯ в 14:00 ОНЛАЙН.

регистрационный взнос участия в вебинаре:

1000 рублей за 2 академических часа.

Регистрация на вебинар:

https://goo.gl/forms/Uvs8s1Uvj0WFKr243

Постоянным клиентам PsyWebinarMarket & Gaverdovskaya STUDIO,

а также студентам МААП предусмотрена скидка

10%

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner