?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

19-21 июня 2015 года в Москве состоялась очередная, XIII конференция Московской ассоциации аналитической психологии «Сны, воображение и творчество в аналитическом процессе».

Открыл конференцию вебинар-доклад Мюррея Штайна «Юнгианский подход к искусству». Подход Юнга к искусству необычайно интересен. Исследование целительной силы искусства начал еще Юнг в своей главной книге  – «Красной книге». Так откуда же приходит искусство? Оно рождается из традиций, из коллективного бессознательного.

По сути, Юнг является художником мирового уровня. Но он не хотел, чтобы его знали, как художника. Это для Юнга было соблазном, отвлекающим от основной деятельности (терапии). Юнг считал, что искусство принадлежит полю не только эстетического, но еще и этического. Роль искусства чрезвычайно важна в процессе индивидуации человека. Для Юнга «Красная книга» не являлась единственным продуктом его творчества. Помимо этого он интерпретировал искусство в терминах психологического развития. Юнг считал, что искусство существует для художника, а не наоборот. Теория искусства Юнга заключается в следующем тезисе: искусство делает художника, а не наоборот. Художники творят, потому что они вынуждены это делать, искусство требует быть проявленным. Искусство требует от художника придания формы всему. Так как человечество обладает излишком либидо, то этот излишек требует выхода и реализации. Создавать культуру для нас совершенно естественно. Творчество можно рассматриваться и как необходимость сделать что-то с излишком психической энергии. Суть творческого процесса – в выраженности психической энергии, а задача юнгианских психологов и аналитиков – интерпретировать и понять символику выраженного. Символ несет в себе тайну и значение. Взаимодействие с произведениями искусства может менять нашу жизнь, если мы обращаемся с ним, как с символом. Произведение искусства способно трансформировать психику; подробно об этом процессе  Юнг написал, в частности, в своей работе «Изучение процесса индивидуации», где описана терапевтическая работа с пациенткой-художницей.

Продолжила доклад-вебинар Люсьен Маргера (тренер и супервизор из Цюриха) своим сообщением «Чудесная сила искусства. Адольф Вульфли – художник, которого направляла его душа»,  в рамках которого было освещено творчество швейцарского художника-шизофреника  Адольфа Вульфли, который писал очень странные картины.

Несмотря на то, что вопросами происхождения психозов занимаются психиатры и биохимики, юнгианских психологов и аналитиков волнуют вопрос, как развивается личность, несмотря на психоз. Один из главных вопросов доклада: насколько сильно Эго, чтобы структурировать и контейнировать поток, идущий из бессознательного? Юнг разработал технику активного воображения – диалог со своим бессознательным, который способствует тому, чтобы достаточно здоровым людям открыть доступ в бессознательное. Вульфли страдал шизофренией и никогда не лечился. Он создавал картины, коллажи, тексты, музыку. Творческий процесс был безостановочным. Через 4 года после помещения в клинику он начал рисовать. У него была исключительная память на места. Символы, превалирующие в его творчестве: звезда, глаз в тени. Его психиатр Морген Таллер описал болезнь Вульфли в  книге «Безумие и искусство» (1921). После своей смерти Вульфли оставил огромное творческое наследие. Основные темы его творчества: падения, наказания, катастрофы, несчастные случаи, а также спасение. Он часто изображал себя маленьким ребенком. Картина «Распятие моей маленькости». Рисовать он начинал с краев и очерчивал рамку, как будто бы он хотел очертить рамку, таким образом создавая  контейнер, затем двигался к центру, никогда ничего не исправлял и не редактировал. Он – человек, которого направляла его душа. У него не было выбора, он должен был заниматься этим целый день. Большую часть пространства он заполнял музыкой (нотами) или текстом. Отличие мужчин и женщин на его картинах обозначалось наличием или отсутствием усов. Пример болезни и творчества Адольфа Вульфли невероятно отчетливо показал нам, как в творчестве проявляются патологические процессы психики и степень страдания пациента и одновременно, как посредством творческого процесса человек пытается защитить себя от распада.

Следующий доклад представил Генри Абрамович – юнгианский аналитик из Израиля, который уже на протяжении нескольких лет является одним из главных участников конференций, проводимых Московской ассоциацией аналитической психологии. Доклад представлял собой две главы его новой, необычной книги, которая содержит преимущественно вопросы: почему? Тема доклада: «Почему Арджуна отказался сражаться? Великий отказ Арджуны».


Продолжил первый день конференции ворк-шоп Светланы Эрик и Елены Пучковой «Сновидение – творение психики», в рамках которого ведущими была представлена идея ландшафта и архитектуры сновидения, а участники имели возможность проанализировать свои сновидения в контексте этой идеи.



Следующий докладчик, искусствовед Андрей Ломоносов представил доклад «Сновидения в искусстве». Докладчик представил эволюцию темы сна и сновидений в европейском искусстве, начиная с 14-15 века и до наших дней. Вначале сон отличается тем, что человек погружается в другую реальность, но параметры обыденной реальности в нем остаются. Сон не является автономной реальностью. Сон не выходит за пределы обыденной повседневности.  Начиная с эпохи Барокко происходит обращение к мистической составляющей и мистическому опыту. Человек занимает подчиненное положение в этом мистическом опыте. Основная идея и цель доклада – показать, как менялось, эволюционировало отношение человека к состоянию сна и как это изменение выражалось в произведениях европейского изобразительного искусства.


Доклад Елены Пуртовой: «Тарковский и его фильмы. Российская киноверсия аналитической психологии». Елена Пуртова смогла блестяще раскрыть и показать некоторые аспекты личности Тарковского, о которых еще не писали кинокритики и исследователи его творчества. Это, в первую очередь, необычайная интуитивность и способность к предвидению Андрея Тарковского. Каждый фильм можно рассматривать как отдельную главу, руководство по индивидуации. Фильм «Солярис», по мнению автора, является базовым пособием по установлению связи с бессознательным. Поразительной также являлась связь Тарковского с коллективным бессознательным, которую он сам выразил в словах: «Быть русским – отражать многокилометровый объем сомнений и веры».


Завершил 1-й день конференции телемост с Лайнелом Корбатом из Калифорния Санта-Барбара. Лайнел Корбат занимается практикой психотерапии духовностью. Доклад по материалам книги «Священный котел».

Лайнел рассказал о программе, в рамках которой изучается связь между юнгианской психологией и религией. Юнг родился в религиозной семье, но признавал, что в традиционной религии уделяется мало внимания индивидуальным переживаниям. Юнг посещал лекции немецкого философа Рудольфа Отто и там постиг понятие «нуминозного», на переживании которого, по мнению Юнга, строится любая религия. Переживания нуминозного имеют ряд общих черт: они являются мистическими и заставляют человека испытывать потрясения. С такими переживаниями Юнг сталкивался в процессе психотерапии. Юнг считал, что такие переживания происходят из объективной автономной психики. И здесь важно не столько само субъективное переживание, сколько его ценность. Эти переживания могут быть связаны как с чувством страха, так и чувством покоя и удовлетворения. Юнг подчеркивал, что подобные переживания может испытать  абсолютно любой человек. Юнг считал, что бессознательное может черпать образы абсолютно из любой традиции, религии и мифологии. Также он считал, что нуминозные переживания всегда обладают целительной силой. Юнг называл эти переживания проявлениями трансперсональной самости. Эдврд Эйдингер сделал предположение, что сейчас мы переживаем этап, который можно назвать сакральным возрождением, что, на первый взгляд, выбивается из научного контекста представления о психотерапии. З стадии психотерапии по Эйдингеру:


  • Иудаизм. Бог как закон.


  • Христианство. Бог как целитель, любящий.


  • Этап трансперсонального переживания психики без посредников.


То есть, сейчас происходит радикальный пересмотр образа Бога. Этот образ будет основан на личных переживаниях.

Мартин Бубер обвинял Юнга, что тот сводил божественное просто к психическому переживанию. Бубер считал, что Бог находится вне психики, а Юнг считал, что самость – это внутреннее представление образа Бога, которое мы иногда переживаем.

Занимаясь психотерапией, приходится часто сталкиваться с нуминозными переживаниями пациентов. Иногда людей, которые испытывали нуминозные переживания, называют психотиками. Но это, по мнению докладчика, совсем не так. Это слишком упрощенная трактовка подобных переживаний. Далее личное переживание. Это было видение 6 лет назад перед началом серьезного заболевания. Проснулся посреди ночи и увидел высокую фигуру рядом с кроватью. У существа было три лица. По критерию Рудольфа Отто это видение подходило под категорию нуминозного.

Также, много об этом писал Уильям Джеймс. По его мнению, подобные переживания дают нам информацию, которую больше неоткуда было бы получить.

Автор доклада пришел к выводу, что пришедшее видение – некое послание из бессознательного, так как оно напомнило ему Гермеса (бога-вестника).

Эти переживания также связаны с теми или иными психологическими потребностями, а также с тем, что призывают к переосмыслению собственного опыта, в том числе и негативного. Эти переживания могут нас чему-то научить. Нуминозные переживания крайне важны для психологического развития конкретного человека.

Главная идея сообщения Лайнела Корбата заключаеся в том, что нужно уметь распознавать подобные переживания (послания), быть к ним крайне внимательным, потому что они представляют собой некий сигнал, призывающий к изменениям, трансформации, развитию и исцелению.

Текст подготовила: Татьяна Тихонова - психоаналитический психотерапевт, ведущая киноклуба МИП.

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner